Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
09:00 

Я читаю Донцову.

Alex Vulpinus
Решение Страшного Суда может быть обжаловано в Страшном Апелляционном Суде.
И более того, люблю ее.
Теперь, когда все от меня отписались, можно продолжать.
Я все еще не бросаю читать рецензии на всякое фэнтези, во-первых, потому, что просто люблю рецензии как жанр, во-вторых, потому, что так можно взять и найти хорошего автора, которого бы иначе пропустил, ведь в книжные я за художественной литературой давно не хожу. Так вот, не знаю, как в других жанрах, а даже в рецензиях на фэнтези нет-нет, да и проскользнет что-то пренебрежительное в адрес Донцовой. Мол, книжка-то говно, но все-таки не Донцова. Или "Вам, батенька, с таким вкусом лучше вообще не лезть в фэнтези, а идти читать Донцову". Этим очень любят бросаться набегающие в комментарии обиженные авторы. И вообще, Донцова - это нынче синоним дурной литературы, а количество ненависти к ней просто зашкаливает даже у тех, кто, кажется, вовсе ее не читал.
А я вот читал.
Такие вот книжки в мягких обложках у нас в семье зовут "растопочной литературой". Когда ездим на дачу, традиционно покупаем заранее или уже на вокзале такой вот бездумный покетбук, читаем в поезде, а в деревне растапливаем ими печку, потому что даже при всем желании издание после пары прочтений рассыпается на составляющие. Так я прочитал несколько детективов, пяток какой-то еще фигни, несколько Донцовых и даже один любовный роман. Потом у меня появились собственные деньги, я стал покупать себе книги уже сам, потом и вовсе завелся коммуникатор, а затем и читалка, и спутали все карты. Но что-то в этом, конечно, было - в растопочной литературе, которой отведено определенное время и определенное место.
И я очень рад, что познакомился с книгами Донцовой.
У всех к ней так много претензий: и пишет быстро, и язык простой, и герои, дескать, ненастоящие, и нет Идеи, смысла, и никуда она не зовет, и не поднимает читателя к себе вместо того, чтобы к нему опускаться, и это вообще не литература, и так далее. Претензии есть и у меня, но их немного, вот разве что к стилю, иногда характерное обращение с синонимами очень дергает. Но это, пожалуй, и все. Остальные недовольства снимаются пониманием того, что это за книги, что это за жанр и для чего. Сама автор прекрасно это осознает, например.
Во всех развитых странах огромная часть книжного рынка - это так называемый "книжный продукт". Развлекательная, жанровая литература. Это плохо? Нет, это отлично - до той поры, пока авторы и издатели несут ответственность за качество развлечения. Донцова ее несет, у нее правда вполне качественные книги: увлекательные, занятные, с неожиданными сюжетам. Вот бы вопителям на форумах поучиться!

Но я читаю ее и люблю по другой причине.
Я редко где еще встречаю такую любовь, внимание и сострадательность к человеку.
Автор говорит, что она пишет для всех тех простых, замученных жизнью людей, которые "торгуют на Черкизовском рынке... и там же одеваются". Которых мы каждый день видим в метро и которые - мы сами и есть. И у нее в текстах на самом деле много к ним - нам - доброй внимательности. Это такое... разрешение таким людям - нормальным людям - быть, жить, чего-то не понимать, ошибаться, в чем-то быть отличниками, а в чем-то глупыми. Чего-то не знать и удивляться миру, местами не понимать его и смиряться с этим. Обещание, что, если постараться, все будет хорошо - у такого вот нормального человека, доброго и ироничного.
Ирония, кстати, совершенно замечательная. И можно было бы назвать этот жанр конкретно у Донцовой - "самоиронический детектив". Герои и героини, да и второстепенные персонажи, у нее относятся к себе без всякого пафоса... как нормальные люди. Когда вы в последний раз видели такое в книжке? И, кстати, совсем нет картонных героев, даже и тридцать третьего плана, потому что все немножко странные, и этим живые. Здесь тоже проявляется большое внимание к людям, что у писателя, к сожалению, бывает не всегда.
Конечно, в каждом конкретном романе нет новой Идеи или там внятного посыла, но и жанр не для того. Цель автора "сделать простому усталому человеку немного светлее, утешить и приободрить" не снижает планку, как может показаться (ололо, ведь цель Литературы - Учить, Вести и Заставлять Задуматься), а прорастает в текст одним большим милосердным ощущением, общим для всех романов. Вот как отличить текст, написанный хорошим человеком? Так, наверное, и отличить, по ощущению любви к героям и читателям и внимательности к ним. Здесь - про людей, а не про оркомагов-попаданцев, где живой - в лучшем случае главный герой, и никто никого не любит, и все - только машины для изрыгания авторских мыслей.
Я не знаю, как это еще объяснить тому, кто Донцову не читал или читал, но ничего такого не почувствовал. Я сам стал это чувствовать не так давно - когда в силу возраста отрос мозг, и меня стали занимать вопросы гуманизма. Правда, мессидж этот похож на таковой у музыкального произведения - ты считаешь его, почувствуешь, но не потому, что тебе его сказали словами, а потому, что в этом волшебство музыки... и литературы.
Книги Донцовой - "произведения нормы". А как говорил один умный человек, задача нормы - доказать человеку, что он не чмо и мудак, а что он - хороший, и ему можно жить, и жить хорошо, стремиться к позитивному опыту. И что это нормально - быть разумным, добрым, ни на кого не похожим самоироничным человеком.
За то и нравится.

Благодарю за внимание.

@темы: Слова и тексты, Изба-читальня

URL
Комментарии
2013-02-22 в 09:46 

Givsen
латентный романтик | сказочный лис | страшный человек | накуривающая муза | дрочдилер | сотона
Я Донцову, помнится, читала в подростковом возрасте. у нас целая "батарея" её книг стояла на полке, потому что незатейливые сюжеты, написанные простым языком, делали книги удобоваримыми и легкопроглатываемыми, поэтому у нас всё семейство страстно возлюбило Донцову и запоями читало всё, что выходило из-под её пера. ну а если вспомнить, с какой скоростью она выпускала книги, то это было для нас практически идеально (мы читаем быстро и практически постоянно, что создаёт нам самим некоторые проблемы ввиду быстрого заканчивания любимой литературы). однако лично мне она потом разонравилась не по тем причинам, которые озвучивает общественность, смешивая Донцову с говном. мне просто разонравились её главные героини (и господин Иван Подушкин, если мне не изменяет память), потому что они все, как на подбор, глупые, а глупых персонажей я просто не люблю, особенно если они по ходу пьесы ни капли не умнеют, а у неё никто из главгероев не учился на своих ошибках, раз за разом, из книги в книгу, совершая аналогичные предыдущим ошибки, а если персонажи не растут, то это совершенно не интересно наблюдать, потому что все сюжеты превращаются в картон (всё хорошо, потом Даша Васильева (Виола Тараанова, Евлампия Романова, Иван подушкин) натыкается на преступление, решает его раскрыть, по пути портит карты всем, влипает, её выручают, она получает люлей, хэппи энд, всё снова хорошо). вот это меня в своё время и отвернуло, хотя книги её вспоминаю с нежной ностальгией.
Так что, в общем-то, ппкс, но выборочно)
интересно было почитать про то, что практически забыл. спасибо, что напомнили)

2013-02-22 в 19:44 

Alex Vulpinus
Решение Страшного Суда может быть обжаловано в Страшном Апелляционном Суде.
Givsen, недаром книжные серии называют сериалами, отдельные тома - как серии, выстроенные по похожим законам. Если читать много и подряд - конечно, может надоесть... я не помню у себя таких чувств, как у Вас, возможно, потому, что читаю ее редко и по паре книг за раз. В любом случае, даже условности жанра могут раздражать.
Спасибо, что поделились опытом! Мы взрослые люди, в самом деле, нам не должно быть стыдно признаться, что мы читаем/читали Донцову!

URL
2013-02-23 в 00:28 

~Mathew
Amicus cognoscitur amore
Alex Vulpinus, интересные размышления! Я об этом раньше не думал. Для меня Донцова тоже этап, когда я в юности ездил на соревнования, то эти книжки реально спасали. Потому что обычно дорога в среднем занимала четыре дня. Если там не читать этого - то сойдешь с ума, даже если ты в компании ровесников. И у меня осталось тоже забавное впечатление о ней. На самом деле, я читал не так много книг, потому что вне дороги это делать было не особенно нужно - дома хорошая библиотека, ну а на соревнованиях не почитаешь особенно. Я тогда, помнится, когда были фестивали, а не жуткие ранговые - брал с собой... Перумова. И прочую подобную фантастику и фентези.
Но это уже мои личные воспоминания, они не так интересны. У меня от книг Донцовой тоже осталось легкое приятное впечатление какого-то шумного праздника на пару дней - родственники, еда, подарки, прогулки... детское чувство, когда нравятся толпы народу и когда это событие. Не знаю, почему, может, оттого, что у Донцовой в книгах как раз такой бедлам. И почему-то - счастливый. Дети, друзья, мужья, собаки, соседи - не бесят. Чего в реальной жизни почти не бывает. И герои легкие, они правда не для рефлексии, а для какого-то сочувственного умиления. Книги и правда чем-то похожи... на детские. Яркие, запоминающиеся, словно с картинками. В детских книжках тоже очень далекие от совершенства картинки, но они и направлены на возрастные особенности - больше конкретных оттенков, простые формы, увлекательность. И это здорово. Когда такая литература показывает, что норма - это норма.
Спасибо! Я еще об этом подумаю непременно. Хотелось бы очень.

2013-02-23 в 04:33 

Alex Vulpinus
Решение Страшного Суда может быть обжаловано в Страшном Апелляционном Суде.
~Mathew, вот! Донцова у многих - литература для поездок.. ну а что, удобно, легонькие книжки и очень развлекательные. Так интересно слушать, при каких обстоятельствах люди ее читают... спасибо, что пришли и рассказали! Кусочек чужой интересной жизни... Вот я бы тоже брал фантастику, кстати, если бы она была легкая, а то такие кирпичи в основном... вот Желязны был в виде покетбука, помню, и это было хорошо. А Перумова я так толком и не читал... рекомендуешь, признавайся?!
Да, они в самом деле похожи на детские по ощущениям, и это тоже хорошо. Там в самом деле нет каких-то глубин или вопросов, чтобы прямо - задуматься. Но человечности нам у Донцовой еще поучиться. Это так интересно, как создается это подсознательное ощущение комфорта... говорят, не только образами, но и лексикой, звукописью... какие-то даже были исследования на эту тему. И интересно, как у автора, который на глубину сознательно не претендует, получаются такие глубоко гуманные вещи... хотя, опять же, пальцем и не ткнешь, где конкретно этот гуманизм. Но он есть.
Если бы такое отношения к людям вообще и к своим героям взяли на вооружение авторы с Мыслью, представляешь, как было бы здорово? Чтобы после книги оставались не только размышления, но и ощущение правильности, нормы, чего-то чуть лучшего, чем бывает в жизни...
Спасибо, что откликнулся и поделился личной историей знакомства. Спасибо, что не делаешь снобистское лицо и не воротишь нос от таких, казалось бы, низких, нижайших тем! В самом деле, мы достаточно взрослые люди, чтобы не стесняться какой угодно литературы.

URL
   

Difficile est proprie communia dicere

главная