15:03 

О проработанной системе

Alex Vulpinus
Решение Страшного Суда может быть обжаловано в Страшном Апелляционном Суде.
"Невнятная система магии. Совсем невнятная. Даю пример: - Я создал файербол быстрым движением руки и метнул во врага. Все. Точка. Хватит вам системы магии. Мне не хватило... Это то же самое, что описывать устройство телевизора словами: "Там картинки меняются, музыка играет. И ваще, он классный!"

Из обзора одной книжки. Книжку я не читал, на обзор попал случайно, но речь не о книжке и не об обзоре, а о вот об этой вот фразе. Точнее - позиции.
Люди, помилуйте, на что вам в литературе "проработанная магическая система"?
Герои хорошего вымысла не будут объяснять сами себе, что данный файербол третьего уровня стоит сотни нефти шестьясят маны, и для его призыва нужно владеть как минимум двумя заклинаниями Школы Огня и освоить ветку "Атакующие Чары". Если герой маг, он и так будет все это знать, и станет именно что создавать файерболы да метать; если же герой не маг, то для него файербол и подавно - не заклинание, ради создания которого нужно было призвать четырех Огненных Элементалей Пятого Уровня, для него файлербол плюется искрами, шкворчит и опаляет волосы и брови, а еще над ним, наверное, можно пожарить куропаточьи ноги.
Так же как и телевизор. Для нормального человека (а герою хорошего вымысла страстно рекомендуется быть нормальным человеком) телевизор - это такая штука, играет музыку или рекламу "Вкусно! Как "Орбит Отечественная Фантастика"!", и картинку кажет. Может порадовать Гурченкой в "Карнавальной ночи" под Новый год, и не дай бог примется внезапно показывать "Лебединое озеро". "Описывать устройство телевизора" - задача не литературы, а инструкции по починке означенного устройства, там и схема его есть, сиди себе и паяй, тестером прозванивай. Если я работаю в телемастерской, и роман обо мне - производственный, то да, без устройства телевизора не обойтись.
Пока же мне достаточно того, что на телеке собирается пыль, пульт теряется, а по "Культуре" бывают дьявольски интересные передачи. Картинку кажет, музыка играет. Если вдарить кулаком по левому дальнему углу, перестанет пищать. И этого довольно.

Тут надо сказать, что я сам был грешен. В пору молодости, когда я пытался писать Эпическое Фэнтези, как раз наклепал Проработанную Магическую Систему. Было там стопиццот заклинаний, одно сильнее другого, контрзаклинания для них, для каждого нужен был определенный ресурс, большинству соответствовали определенные жесты, соответствовавшие греческим буквам, которые были взяты из имен библейских демонов, которые... и так далее. И чего? Вменяемости, мысли, стройности от этого не прибавилось.

Я не говорю, что проработанность не важна. Точно так же плохо, когда у мага уже кончилась мана, а он произволом автора швыряется молниями направо и налево еще полчаса. Если уж придумал систему - следуй ей. Но чего точно делать не следует - так это вываливать ее на читателей.
Не надо продавать человеку телевизор и заставлять выучить его устройство. Человек просто новости посмотреть хочет. И для сюжета и главной мысли книги важнее (да и читателю, уж наверное, интереснее), не какого уровня апгрейд нужен для заклинания Адские Метеориты Хаоса (и сколько синих бутылочек нужно выпить), чтобы пробить Неразрушимый Призматический Щит Судьбы, а зоховает ли душу мага какой-нибудь демон за непростительные чары, или, может, в окошко приветливо постучит местная инквизиция.

И еще раз. Ничего не имею против, если магическая система есть, автор ее придумал и ей следует, но при этом не устраивает читателям лекцию о принципах работы файербола. Ну, скастовал Великий Чародей Огненный Шар Неизбежной Гибели - но так варвару, допустим, от лица которого ведется повествование, совершенно все равно, как эта фиговина называется и какие Силы надо было задействовать, чтобы... и так далее. Он вообще эту вашу магию впервые в жизни видит, ему б понять, как половчее к Великому Чародею подобраться, чтобы всадить секиру в бугристый череп - и всех забот, проработанная там система или не слишком.
Точно так же у автора может не быть никакой системы, не быть ничего, кроме интуитивного понимания законов магии и мира. Как у Джо Аберкромби в трилогии "Первый Закон": задрожал воздух над плечом Первого Мага - и абзац. Так пишут по-настоящему талантливые, я думаю, у них мир не в гайдах, а в голове.

Плохо, когда вместо литературы мне подсовывают производственный роман об изготовлении файерболов, и даже не пишут на обложке предупреждение. И плохо, что предложение, кажется, рождено - спросом.

@темы: Слова и тексты

URL
Комментарии
2012-02-07 в 15:44 

*Жужик*
налить сто грамм глотнуть занюхать и посмотреть по сторонам и если мир не изменился то повторить эксперимент
вместо литературы мне подсовывают производственный роман об изготовлении файерболов,
Уже два дня страстно желаю почитать руководство "Организация локального Армагеддона".
А насчет остального... Я тут подумала-повспоминала. Из всего, что я читала с магами в сюжете, такая хорошо объсненная, разжеванная, можно сказать, система магии была в одной книге (точнее, трилогии, но не суть). Так вот, читать ее было невыразимо скучно. Добила просто из упрямства. И обычно книги я перечитываю, эта стоит на книжной полке в самом дальнем углу.

2012-02-07 в 17:23 

Alex Vulpinus
Решение Страшного Суда может быть обжаловано в Страшном Апелляционном Суде.
Уже два дня страстно желаю почитать руководство "Организация локального Армагеддона".
Наверняка у каких-нибудь серьезных каббалистов есть и такое.

Так вот, читать ее было невыразимо скучно.
Я о том же. Быть может, кому-то производственные романы и по душе (специалистам или интересующимся), но я бы тоже быстро над ними заскучал.
Вообще, что такое - "проработанная магическая система", и когда читатель может сказать, что она - в самом деле, мол, проработанная? Когда ему подробно расскажут, какой файербол сколько маны стоит?
В литературе важна картинка, и какая разница, как там кастовать заклинание на подчинение голема и как он устроен. Голем большой, страшный, с него сыпятся какие-то комки, а на лбу сияет незнакомое слово. Вот это важно для героя и читателя, я полагаю. Хороший вымысел в том и заключается, чтобы телевизор работал и показывал картинку, и музыку играл - без перечисления читателю всех резисторов да конденсаторов.

URL
2012-02-10 в 19:59 

Amicus cognoscitur amore
Понравилось слово "гайды". А ведь действительно, во многих фэнтэзях пишутся гайды не по миру, а именно по магии или еще какой убервафле, которая являет собой суть повествование. И да, это очень увлекательно - придумать свою систему и придумать ее так, чтобы она была эпичной и сложной. И обязательно пафосной! Но, увы, соглашусь - разумности и интереса в повествовании это не добавляет.
Продуманным может быть магический мир (ДА, Толкин, даже ГП в каком-то смысле), но продумать систему магии практически невозможно. Так же, как и предсказать развитие науки на определенном этапе - в будущем. И все попытки - это суть описание устройства телевизора человеком, который воспринимает его именно так, как и большинство "картинки кажется и звук поет", но пытается создать руководство по его устройству. Мне кажется, для личного пользования автору полезно, чтобы что-то осталось за кадром, но... но. Наверное, хочется выплеснуть все на читателя, все придумки и догадки - свое же, чай, не от соседа.
Мне понравилось, как ты это описал. И цитаты хороши, есть о чем поразмышлять. Спасибо. Еще добавлю, как сформулирую.

2012-02-11 в 16:18 

Alex Vulpinus
Решение Страшного Суда может быть обжаловано в Страшном Апелляционном Суде.
А ведь действительно, во многих фэнтэзях пишутся гайды не по миру, а именно по магии или еще какой убервафле, которая являет собой суть повествование. И да, это очень увлекательно - придумать свою систему и придумать ее так, чтобы она была эпичной и сложной. И обязательно пафосной! Но, увы, соглашусь - разумности и интереса в повествовании это не добавляет.
Печально, когда какой-нибудь убервафлей (магической системой, фантастическим допущением, новой расой) исчерпывается суть. И даже там, где не исчерпывается - зачем писателю - а главное - читателю! - такое подробное разжевывание? Даже в ГП, который ты упомянул, подробно разжевано было разве что про хоркруксы (крестражи): именно что лекция об устройстве и инструкция по созданию - но там это было экстремально важно по сюжету.

И все попытки - это суть описание устройства телевизора человеком, который воспринимает его именно так, как и большинство "картинки кажется и звук поет", но пытается создать руководство по его устройству.
Вот кстати, очень хорошо сказал. Речь ведь идет не об описании Единственно Верной и Реальной Системы Магии, поскольку таковой быть все равно не может, все - более или менее удачный вымысел.
Только вот чем больше автор пишет гайдов, объясняя себе самому, своим героям и читателям, как жить в придуманном им мире, тем менее удачным и стройным выглядит вымысел. Герои, чай, и сами могли бы все знать, а не рассказывать друг другу на первом же привале по две страницы, что тут происходит, откуда берутся файерболы и каково давление внутри Сфере Малого Ледяного Вихря.
Где-то встречал это мысль: что герои хорошего фэнтезийного вымысла с магией обращаются примерно как мы с законами физики. Мы можем не знать, что такое гравитация, не помнить формул и не подозревать, сколько там законов термодинамики есть. И тем не менее, мы прекрасно знаем, что если что-то смахнуть со стола, оно упадет на пол, и горячий чайник в прохладной комнате рано или поздно остынет. Такое интуитивное обращение с законами мира. Если же внезапно начинаются какие-то объяснения на пару абзацев, как тут и что работает, значит, мир и система чего бы то ни было нелогичны и непонятны, а объяснения эти - не "плюшечки", а "стройная логичная система костылей и подпорок" (как на башорге).

Мне понравилось, как ты это описал. И цитаты хороши, есть о чем поразмышлять. Спасибо. Еще добавлю, как сформулирую.
Буду очень и очень рад! Разговор обещает быть интересным и полезным для чукчей обеих разновидностей: писателей и читателей.

URL
   

Difficile est proprie communia dicere

главная