16:33 

Dies irae

Alex Vulpinus
Решение Страшного Суда может быть обжаловано в Страшном Апелляционном Суде.
Судный день, день гнева. Как известно, это такая секвенция, написанная францисканцем Томмазо да Челано и до недавнего времени включаемая в чинопоследование мессы. Впрочем, я не об истории и судьбах музыкального произведения. Я вот о чем.
Как явствует из названия, речь там идет о том, как Судия созовет всех к престолу и отделит-таки агнцев от козлищ.

Dies irae

Dies irae, dies illa
solvet saeclum in favilla
teste David cum Sibylla

Quantus tremor est futurus
quando judex est venturus
cuncta stricte discussurus

Tuba mirum spargens sonum
Per sepulcra regionum,
Coget omnes ante thronum.

Mors stupebit et natura
Cum resurget creatura
judicanti responsura

Liber scriptus proferetur
in quo totum continetur
unde mundus judicetur

Judex ergo cum sedebit
quidquid latet apparebit
nil inultum remanebit

Quid sum miser tunc dicturus
quem patronum rogaturus
cum vix justus sit securus?

Rex tremendae majestatis,
qui salvandos salvas gratis,
salva me, fons pietatis.

Recordare, Jesu pie,
quod sum causa tuae viae:
ne me perdas illa die.

Quaerens me sedisti lassus;
redemisti crucem passus.
Tantus labor non sit cassus.

Juste Judex ultionis
donum fac remissionis
ante diem rationis.

Ingemisco tanquam reus:
culpa rubet vultus meus.
supplicanti parce, Deus.

Qui Mariam absolvisti
et latronem exaudisti,
mihi quoque spem dedisti.

Preces meae non sunt dignae,
sed tu bonus fac benigne,
ne perenni cremer igne.

Inter oves locum praesta
et ab haedis me sequestra,
statuens in parte dextra.

Confutatis maledictis
flammis acribus addictis,
voca me cum benedictis.

Oro supplex et acclinis
cor contritum quasi cinis,
gere curam mei finis.

Lacrimosa dies illa
qua resurget ex favilla
judicandus homo reus.

huic ergo parce, Deus.
Pie Jesu Domine,
dona eis requiem.

Amen.
День гнева

День гнева, тот день,
повергнет мир во прах,
по свидетельству Давида и Сивиллы.

О, каков будет трепет,
когда придёт Судия,
который всё строго рассудит.

Трубы чудесный звук разнесется
По могилам [всех] стран,
Созывая всех к престолу.

Смерти не будет, застынет природа,
когда восстанет тварь,
дабы держать ответ перед Судящим.

Будет вынесена написанная книга,
в которой содержится всё,
по ней мир будет судим.

Итак, когда Судия воссядет,
всё сокрытое станет явным:
ничто не избегнет наказания.

Что тогда скажу я, несчастный,
кого попрошу в защитники,
когда даже праведник не будет в безопасности?

Царь устрашающего величия,
спасающий достойных спасения,
спаси меня, источник благости.

Вспомни, милосердный Иисусе,
что я -- причина Твоего пути:
не губи меня в тот день.

В поисках меня Ты изнемог;
Ты искупил меня страданиями на кресте.
Да не будет жертва напрасной.

О, справедливый Судья мщения,
даруй мне отпущение [грехов]
перед судным днём.

Я воздыхаю подобно преступнику:
вина окрашивает мое лицо.
Пощади молящего, Боже.

Ты освободил Марию
и внял разбойнику,
а мне дал надежду.

Мои мольбы недостойны,
но Ты, добрый, яви щедрость,
чтобы не сжёг меня вечный огонь.

Предоставь мне место среди овец,
а от козлищ меня отдели,
поставь меня одесную.

Уличив злословных,
предав их палящему пламени,
призови меня с благословенными.

Молю, коленопреклоненный,
рассыпалось сердце в прах,
яви заботу о моем конце.

Плачевен тот день,
когда восстанет из праха
для суда грешный человек,

так пощади его, Боже!
Милосердный Господи Иисусе,
даруй им покой!

Аминь.
.
Сюжет общеизвестный, но я опять не о том. Я о своем опыте прослушивания.
Вот как это должно звучать оригинально:

Monks of the Abbey of Notre Dame (как написал мне испанский сайт)


The Benedictine Monks Of Santo Domingo De Silos

Потом пришли композиторы и, к большому счастью искусства, не остались в стороне:

Моцарт

Хотя у меня случился импринтинг вот с этим исполнением:


Верди

Потом случились современные каверы всего этого дела. Не григорианских хоралов, конечно (сие произведение мне представить было бы вообще довольно сложно), а вышеприведенных классиков. Например:

Therion - Моцарт

Epica - Верди


Совсем страх Божий потеряли!
Нет, это не снобистко-стариковское сетование на молодежь, у которой ничего святого. Это такое мое наблюдение. Почти не осталось того центрального, образующего чувства оригинальной секвенции: смиреннейшей мольбы о милости, всепоглощающего страха наказания, предчувствия почти неизбежности его:
Quid sum miser tunc dicturus
quem patronum rogaturus
cum vix justus sit securus?

Я не хочу делать далеко идущих культурологических выводов. Просто интересно получается, по-моему. Или мне так только показалось?

@темы: Музыка - народная потребность

URL
Комментарии
2011-06-13 в 17:41 

~Mathew
Amicus cognoscitur amore
Должен предупредить, что в указанной музыке я спецом считаться никак не могу, потому прошу позволения высказать свои впечатления.
А здорово расположено! Тенденция очень видна. Лично для меня больше всего Судный день отражают первые две мелодии. Может, это связано с тем, что это мое представление, и музыка в него очень "попала"? Прошу прощение за дилетантизм, но для меня Моцарт и Верди - это что-то вроде внешнего, фасадного представления Судного дня. Визитная карточка. А первые две - это внутренняя суть. А еще... именно после первых тянет сесть и писать, писать, хотя про Dies irae написано и без меня много.

Нет, это не снобистко-стариковское сетование на молодежь, у которой ничего святого. Это такое мое наблюдение. Почти не осталось того центрального, образующего чувства оригинальной секвенции: смиреннейшей мольбы о милости, всепоглощающего страха наказания, предчувствия почти неизбежности его:
О, последние! Классический металл, просто-таки канонный. В нем нет цели передать мольбу, смирение, а вот страх - запросто. Пафос DI - это да. Хотя, конечно, металл несколько беднее смотрится на фоне исполнение классического и "монастырского", однако он и не специалист в этих темах. Не его уровень. Вроде хоккеиста на фигурном катании. Вроде бы одно и то же, а суть совсем разная. Потому вряд ли можно судить о том, что стало хуже. Просто музыка современная - это не про День Гнева. Это про бренд, если ты понимаешь, о чем я.

Я не хочу делать далеко идущих культурологических выводов. Просто интересно получается, по-моему. Или мне так только показалось?
Потому надо слушать те исполнения, которые ты выложил первыми. Для того, чтобы проникнуть в суть. Кстати, я вот сейчас навскидку не могу сказать, кто может написать про Судный день. Именно про него, а не про культурный ярлык.

Блин, как приятно почитать на дневниках столь серьезные посты! Мои извинения, если сказал что-то не то, готов поговорить на эти темы. К тому же, автор разбирается явно лучше меня. Спасибо.

2011-06-13 в 18:46 

Alex Vulpinus
Решение Страшного Суда может быть обжаловано в Страшном Апелляционном Суде.
Должен предупредить, что в указанной музыке я спецом считаться никак не могу, потому прошу позволения высказать свои впечатления.
Аналогично ни разу не специалист, потому запоздало прошу прощения за возможные глупости.

А здорово расположено! Тенденция очень видна.
Всего-то надо было - расположить хронологически. Видно течение времени...

Лично для меня больше всего Судный день отражают первые две мелодии. Может, это связано с тем, что это мое представление, и музыка в него очень "попала"?
Отражают Страшный суд как событие и культурный образ либо же как текст конкретной секвенции? Который я зря не добавил, сейчас отредактирую.

Прошу прощение за дилетантизм, но для меня Моцарт и Верди - это что-то вроде внешнего, фасадного представления Судного дня. Визитная карточка. А первые две - это внутренняя суть.
Собственно, меня поначалу тоже удивила такая бодрость. Хотя она, мне кажется, очень гармонична, если взять от текста первые строф шесть. Впрочем, мне кажется, больше и не брали. Мне очень нравится и Моцартоский вариант, и Верди, они просто - другие. А вот почему - другие? Это было бы интересно понять, какой дух времени так изменил облик Страшного суда. Видимо, в XIII (если я правильно помню) веке, когда были написаны текст и мелодия, Конец света и, соответственно, Страшный суд были перспективой вполне ожидаемой и в сознании народов - реальной. Отсюда и смирение, и мольба - в конце концов, вполне естественное поведение того, кто предстоит пред Ним, грешный, как и все.
А вот что в Моцартовские времена кто-то испытывал соответствующие переживания - сомневаюсь. Потому и не выражали их. Хотя, безусловно, я сужу с позиции слегка начитанного обывателя, не культуролога и не историка музыки, потому, возможно, говорю что-то чрезвычайно глупое.

А еще... именно после первых тянет сесть и писать, писать, хотя про Dies irae написано и без меня много.
Вот еще, я не знаю только, как бы вставить сюда вики-медию. Замечательное исполнение, по-моему.
Написано много про все, но это не значит же, что надо закрывать литературу, правда?

О, последние! Классический металл, просто-таки канонный. В нем нет цели передать мольбу, смирение, а вот страх - запросто. Пафос DI - это да.
Страх? Не услышал. По мне, так просто "эпичность", но кто ее сейчас страшится. А вообще, довольно качественно, бо на оригиналах можно выехать, главное - не менять многого и не добавлять отсебятины чрезмерно. Приятный металл такой, но создает впечатление не раскрытие и проживания темы, а игры в тему. Не верить, а просто играться. Как, помнится, читал я на Самиздате роман, не побоюсь этого слова, эротический - про Сатану в виде бисенена и его злоключения. С потугами на философию, с какой-никакой, но работой с мифологией, однако же стойкое ощущения, что Дьявола не воспринимают серьезно от слова совсем. И это тенденция массовая, а не один роман.

Потому вряд ли можно судить о том, что стало хуже. Просто музыка современная - это не про День Гнева. Это про бренд, если ты понимаешь, о чем я.
Понимаю. Я, в общем, о том же. Интересно было проследить, как стало - другим, понять, в чем, какое сделалось наполнение у этих слов.

Потому надо слушать те исполнения, которые ты выложил первыми. Для того, чтобы проникнуть в суть. Кстати, я вот сейчас навскидку не могу сказать, кто может написать про Судный день. Именно про него, а не про культурный ярлык.
Ну отчего же только первое? Оно все для разных целей. Хотя с точки зрения погружения в тему - да, лучше бы брать образцы того времени, когда к предмету относились серьезно.
Сейчас время другое просто, много ли кто всерьез думает о Страшном суде, или хотя бы пытается понять, что думает по сему поводу его герои.
А что можно написать про Страшный суд, к слову?

Блин, как приятно почитать на дневниках столь серьезные посты! Мои извинения, если сказал что-то не то, готов поговорить на эти темы. К тому же, автор разбирается явно лучше меня. Спасибо.
Автор не разбирается совершенно. Просто услышал несколько вариантов, было интересно стащить их в одно место, а как сделал это - стала видна даже тенденция. Очень приятно,что интересно не мне одному.

URL
2011-06-13 в 20:29 

~Mathew
Amicus cognoscitur amore
Отражают Страшный суд как событие и культурный образ либо же как текст конкретной секвенции? Который я зря не добавил, сейчас отредактирую.
Скорее, как событие, а текст прекрасен сам по себе. Несколько раз читал и просто задыхался от восторга совершенного.

Собственно, меня поначалу тоже удивила такая бодрость. Хотя она, мне кажется, очень гармонична, если взять от текста первые строф шесть. Впрочем, мне кажется, больше и не брали. Мне очень нравится и Моцартоский вариант, и Верди, они просто - другие. А вот почему - другие? Это было бы интересно понять, какой дух времени так изменил облик Страшного суда. Видимо, в XIII (если я правильно помню) веке, когда были написаны текст и мелодия, Конец света и, соответственно, Страшный суд были перспективой вполне ожидаемой и в сознании народов - реальной. Отсюда и смирение, и мольба - в конце концов, вполне естественное поведение того, кто предстоит пред Ним, грешный, как и все.
Мне тоже они нравятся, просто, может, так прозвучало, что не нравятся. Они великолепны на самом деле. Наверное, действительно стоит смотреть в исторической перспективе, верно отмечено. И с ней соизмерять то, что происходило с культурой и восприятием Страшного суда в целом.

А вот что в Моцартовские времена кто-то испытывал соответствующие переживания - сомневаюсь. Потому и не выражали их. Хотя, безусловно, я сужу с позиции слегка начитанного обывателя, не культуролога и не историка музыки, потому, возможно, говорю что-то чрезвычайно глупое.
Возможно, потому религиозное стало очень часто вплетаться в искусство - отсутствие однозначного религиозного трепета, возможность переживать такое не только душевно, но и творчески, так сказать. Мне кажется, это общая тенденция, хотя я и не культуролог тоже ни разу.

Замечательное исполнение, по-моему.
Написано много про все, но это не значит же, что надо закрывать литературу, правда?

Да, совсем... глубокое. У меня впечатление одиночества осталось.
Верно, но я в этих вопросах не очень подкован.

Страх? Не услышал. По мне, так просто "эпичность", но кто ее сейчас страшится. А вообще, довольно качественно, бо на оригиналах можно выехать, главное - не менять многого и не добавлять отсебятины чрезмерно. Приятный металл такой, но создает впечатление не раскрытие и проживания темы, а игры в тему. Не верить, а просто играться.
Да, это я неправильно слово подобрал - не страх, а эпичность. Очевидно, была какая-то мысль про эпичный трепет... но получилась только эпичность. Да, и оригиналы в металл-обработке хорошо идут... Именно, просто играться. Такой пафосный образ, было бы странно, если бы его не стремились пользовать. Тем более, это же металл. Получилось красиво и очень... стильно. Хит не хит, но альбом (я про шведов) дополнило прекрасно.

Как, помнится, читал я на Самиздате роман, не побоюсь этого слова, эротический - про Сатану в виде бисенена и его злоключения. С потугами на философию, с какой-никакой, но работой с мифологией, однако же стойкое ощущения, что Дьявола не воспринимают серьезно от слова совсем. И это тенденция массовая, а не один роман.
А, да... это бывает - что истинно серьезное не понижают... а низводят до уровня необходимости для своего творческого. Может быть, это и не Дьявол был вовсе, просто образ. Но нужно называть вещи своими именами.

Понимаю. Я, в общем, о том же. Интересно было проследить, как стало - другим, понять, в чем, какое сделалось наполнение у этих слов.
Я неоригинален, но, мне кажется, просто отсутствие специфической религиозности и культуры, среды в ее рамках. Мне кажется, тут что-то... историческая психология, в общем. И эти вещи могут... пригодиться. Для того, чтобы понять человека XIII века.

Ну отчего же только первое? Оно все для разных целей. Хотя с точки зрения погружения в тему - да, лучше бы брать образцы того времени, когда к предмету относились серьезно.
Я про первые - то есть, все до металл-обработки.

Сейчас время другое просто, много ли кто всерьез думает о Страшном суде, или хотя бы пытается понять, что думает по сему поводу его герои.
А что можно написать про Страшный суд, к слову?

Я бы равнялся как раз на текст. Что-то очень красивое, глубокое и по возможности трогающее душу. Но кому под силу, тем более, сейчас Страшный суд воспринять так же - и хочется в какой степени, но получится ли? Хотя, наверное, состояние "Dies irae" душе иногда свойственно.

Автор не разбирается совершенно. Просто услышал несколько вариантов, было интересно стащить их в одно место, а как сделал это - стала видна даже тенденция. Очень приятно,что интересно не мне одному.
Читатель не разбирается, как автор мог заметить. Однако читатель согласен с автором практически во всем - и очень благодарен за такую тему. Сам бы не сунулся в такие материи, наверное. Спасибо. Это правда очень важно.

   

Difficile est proprie communia dicere

главная